Нейропластичность и коррекционное воздействие при дислексии

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Растущий объём литературы указывает на то, что время является чрезвычайно важным фактором для процессов нейропластичности и для молекулярных механизмов, необходимых для обучения и памяти [1, 2]. Особый интерес применительно к задачам коррекционного обучения представляет вопрос о выявлении временных параметров необходимой и достаточной первичной стимуляции, временных рамок, важных для перевода в долговременную память, и подходящих периодов повторной стимуляции. Процессы трансляции информации, полученной при кратковременной стимуляции, в долговременную память регулируются множеством механистически различных процессов, которые запускаются синаптической активацией [1] и зависят от синтеза белков и гликопротеинов [3] и от процессов миелинизации.

В настоящем исследовании обсуждаются перспективы использования результатов нейронауки, касающихся тайминга механизмов нейропластичности, в программах коррекционного воздействия, в частности, развития навыков и когнитивных функций, важных для чтения, у людей с дислексией. На основании доступных данных мы выбрали временные периоды для тренировок и перерывов в программе коррекционного воздействия для 10-летнего ребёнка с дислексией, вызванной несколькими дефицитами.

В течение 21-дневной коррекционной программы мы использовали 12 тренировочных циклов в день (каждый цикл мы начинали с началом каждого часа, с 8 или 9 утра каждый день). Каждый цикл состоял из короткого специализированного обучения (3–5–7 минут в зависимости от способности ребенка), до 15 минут компьютерной игры или игровой сессии после тренировки и около 40 минут перерыва. Короткие тренировочные занятия были необходимы из-за быстрой утомляемости участвовавшего ребенка и были выбраны на основании данных о том, что даже стимуляция продолжительностью в несколько минут может приводить к высоким уровням фосфорилирования CERB [4]. Игровые занятия были необходимы для поддержки мотивации ребёнка во время длительной и интенсивной коррекционной программы, а активности во время этих занятий задействовали в том числе навыки, которым было необходимо обучить. Продолжительность перерывов была выбрана на основании данных о времени, необходимом для процессов первичной консолидации памяти и синтеза белка, необходимого для долговременной синаптической пластичности. Мы постарались исключить во время перерывов важную новую информацию или эмоциональные триггеры, чтобы первый этап консолидации памяти мог реализоваться без излишней интерференции. Во время специализированных тренировочных сессий мы использовали задания нескольких типов: нацеленные на развитие навыков фонологической обработки, обработки зрительной информации, языковой обработки или мультимодальной обработки (например, зрительно-моторной, аудиовизуальной обработки или чтения). Каждое занятие включало только один вид упражнений. Лингвистические аспекты этой программы и используемые упражнения были описаны в нашей более ранней работе [5].

В результате 21-дневного курса коррекционного воздействия был достигнут значительный прогресс, которого ранее не удавалось достичь за 3 года обучения, а также при проведении курсов коррекционных программ с логопедом в обычном временном режиме: с 1–3 занятиями в неделю длительностью 40–120 минут каждое занятие. После данного интенсивного курса мы продолжили поддерживающие тренировки с учётом временных периодов, важных для нейропластичности, в течение одного года. После этого данный ребёнок достиг нормативного уровня чтения, а достигнутый эффект сохранялся в течение всего периода школьного обучения. Насколько нам известно, это первый опыт такой интенсивной коррекционной программы при дислексии, основанной на данных о времени процессов, важных для нейропластичности.

Мы полагаем, что интенсивные коррекционные программы с подбором времени тренировочных сессий и перерывов на основе соответствующих данных о механизмах консолидации памяти могут приводить к усиленному закреплению следов нейронной памяти. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы уточнить оптимальные временные рамки тренировок и найти оптимальное сочетание лингвистических и нейрофизиологических аспектов, необходимых для наиболее эффективного воздействия.

Полный текст

Растущий объём литературы указывает на то, что время является чрезвычайно важным фактором для процессов нейропластичности и для молекулярных механизмов, необходимых для обучения и памяти [1, 2]. Особый интерес применительно к задачам коррекционного обучения представляет вопрос о выявлении временных параметров необходимой и достаточной первичной стимуляции, временных рамок, важных для перевода в долговременную память, и подходящих периодов повторной стимуляции. Процессы трансляции информации, полученной при кратковременной стимуляции, в долговременную память регулируются множеством механистически различных процессов, которые запускаются синаптической активацией [1] и зависят от синтеза белков и гликопротеинов [3] и от процессов миелинизации.

В настоящем исследовании обсуждаются перспективы использования результатов нейронауки, касающихся тайминга механизмов нейропластичности, в программах коррекционного воздействия, в частности, развития навыков и когнитивных функций, важных для чтения, у людей с дислексией. На основании доступных данных мы выбрали временные периоды для тренировок и перерывов в программе коррекционного воздействия для 10-летнего ребёнка с дислексией, вызванной несколькими дефицитами.

В течение 21-дневной коррекционной программы мы использовали 12 тренировочных циклов в день (каждый цикл мы начинали с началом каждого часа, с 8 или 9 утра каждый день). Каждый цикл состоял из короткого специализированного обучения (3–5–7 минут в зависимости от способности ребенка), до 15 минут компьютерной игры или игровой сессии после тренировки и около 40 минут перерыва. Короткие тренировочные занятия были необходимы из-за быстрой утомляемости участвовавшего ребенка и были выбраны на основании данных о том, что даже стимуляция продолжительностью в несколько минут может приводить к высоким уровням фосфорилирования CERB [4]. Игровые занятия были необходимы для поддержки мотивации ребёнка во время длительной и интенсивной коррекционной программы, а активности во время этих занятий задействовали в том числе навыки, которым было необходимо обучить. Продолжительность перерывов была выбрана на основании данных о времени, необходимом для процессов первичной консолидации памяти и синтеза белка, необходимого для долговременной синаптической пластичности. Мы постарались исключить во время перерывов важную новую информацию или эмоциональные триггеры, чтобы первый этап консолидации памяти мог реализоваться без излишней интерференции. Во время специализированных тренировочных сессий мы использовали задания нескольких типов: нацеленные на развитие навыков фонологической обработки, обработки зрительной информации, языковой обработки или мультимодальной обработки (например, зрительно-моторной, аудиовизуальной обработки или чтения). Каждое занятие включало только один вид упражнений. Лингвистические аспекты этой программы и используемые упражнения были описаны в нашей более ранней работе [5].

В результате 21-дневного курса коррекционного воздействия был достигнут значительный прогресс, которого ранее не удавалось достичь за 3 года обучения, а также при проведении курсов коррекционных программ с логопедом в обычном временном режиме: с 1–3 занятиями в неделю длительностью 40–120 минут каждое занятие. После данного интенсивного курса мы продолжили поддерживающие тренировки с учётом временных периодов, важных для нейропластичности, в течение одного года. После этого данный ребёнок достиг нормативного уровня чтения, а достигнутый эффект сохранялся в течение всего периода школьного обучения. Насколько нам известно, это первый опыт такой интенсивной коррекционной программы при дислексии, основанной на данных о времени процессов, важных для нейропластичности.

Мы полагаем, что интенсивные коррекционные программы с подбором времени тренировочных сессий и перерывов на основе соответствующих данных о механизмах консолидации памяти могут приводить к усиленному закреплению следов нейронной памяти. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы уточнить оптимальные временные рамки тренировок и найти оптимальное сочетание лингвистических и нейрофизиологических аспектов, необходимых для наиболее эффективного воздействия.

×

Об авторах

С. В. Дорофеева

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: sdorofeeva@gmail.com
Россия, Москва

Список литературы

  1. Park P., Volianskis A., Sanderson T.M., et al. NMDA receptor-dependent long-term potentiation comprises a family of temporally overlapping forms of synaptic plasticity that are induced by different patterns of stimulation // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2013. Vol. 369, N 1633. P. 20130131. doi: 10.1098/rstb.2013.0131
  2. Park A., Jacob A.D., Walters B.J., et al. A time-dependent role for the transcription factor CREB in neuronal allocation to an engram underlying a fear memory revealed using a novel in vivo optogenetic tool to modulate CREB function // Neuropsychopharmacology. 2020. Vol. 45, N 6. P. 916–924. doi: 10.1038/s41386-019-0588-0
  3. Tiunova A.A., Anokhin K.V., Rose S.P. Two critical periods of protein and glycoprotein synthesis in memory consolidation for visual categorization learning in chicks // Learning & Memory. 1998. Vol. 4, N 5. P. 401–410. doi: 10.1101/lm.4.5.401
  4. Fields R.D., Eshete F., Stevens B., Itoh K. Action potential-dependent regulation of gene expression: Temporal specificity in Ca++, CREB, and MAP kinase signaling // The Journal of Neuroscience. 1997. Vol. 17, N 19. P. 7252–7266. doi: 10.1523/JNEUROSCI.17-19-07252.1997
  5. Дорофеева С.В. Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии: Опыт успешного применения комплексного подхода // Вопросы психолингвистики. 2017. Т. 3 № 33. C. 184–201.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах