Нейрофизиологические корреляты творческой деятельности в условиях соревновательного социального взаимодействия: данные ЭЭГ/ВП гиперсканнингового исследования
- Авторы: Нагорнова Ж.В.1, Шемякина Н.В.1
-
Учреждения:
- Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук
- Выпуск: Том 18, № 4 (2023)
- Страницы: 625-628
- Раздел: Материалы конференции
- Статья получена: 15.11.2023
- Статья одобрена: 20.11.2023
- Статья опубликована: 15.12.2023
- URL: https://genescells.ru/2313-1829/article/view/623384
- DOI: https://doi.org/10.17816/gc623384
- ID: 623384
Цитировать
Полный текст
![Открытый доступ](https://genescells.ru/lib/pkp/templates/images/icons/text_open.png)
![Доступ закрыт](https://genescells.ru/lib/pkp/templates/images/icons/text_unlock.png)
![Доступ закрыт](https://genescells.ru/lib/pkp/templates/images/icons/text_lock.png)
Аннотация
Мозговая активность существенным образом меняется в различных условиях социального взаимодействия. Однако влияние контекста социальных взаимодействий на нейрофизиологические корреляты когнитивной и творческой деятельности как таковой рассмотрены недостаточно [1]. Могут быть выделены два полярных типа взаимодействий при решении задач — сотрудничество или соревнование.
Цель исследования. Оценка влияния условий соревнования на амплитуды вызванных потенциалов (ВП) при решении творческих и нетворческих задач.
Испытуемые (26 мужчин, 18 женщин) выполняли два типа заданий индивидуально и в условиях соревнования в парах (мужчина–мужчина, женщина–женщина): творческое — придумать необычное использование повседневного предмета (кирпич, газета, скрепка и др.), и нетворческое — перечислить предметы из предложенных категорий (транспорт, предметы мебели, виды спорта и др.) Всего для индивидуального и совместного выполнения было предложено более ста проб каждого типа. Последовательность выполнения заданий (индивидуально или совместно) рандомизировалась между парами участников. При выполнении задания в паре участников создавались условия соперничества — «засчитывался» ответ первого ответившего участника.
Во время выполнения заданий синхронно регистрировали ЭЭГ/ВП (монополярная запись от 15 отведений, референт — объединённый ушной электрод, модифицированная система 10/20, ЧД=500 Гц, полоса регистрации 0,53–150 Гц, полоса анализа 1,6–30 Гц, режекторный фильтр 50 Гц) с использованием электроэнцефалографа Мицар-202 (ООО «Мицар», Санкт-Петербург) и программного пакета WinEEG (Пономарев В.А., Кропотов Ю.Д., номер государственной регистрации 2001610516 от 08.05.2001). Сравнивали ВП в каждом из заданий (творческое или нетворческое) между условиями соревнования и индивидуального выполнения с использованием RM ANOVA для фактора СОСТОЯНИЕ (индивидуальное выполнение/в условиях соревнования) и взаимодействия факторов СОСТОЯНИЕхЗОНА (15 отведений ЭЭГ) в выделенных временных интервалах различий.
Условия соревнования приводили к уменьшению амплитуд сенсорных компонентов P1, P2 и семантических компонентов с латентностью N400 (в лобных областях коры левого полушария) и P600 (в теменных областях коры) как при творческой, так и при нетворческой деятельности, по всей видимости, свидетельствуя о затруднении процессов поиска ответа. Процент найденных ответов также был значимо ниже в условиях соревнования по сравнению с индивидуальным выполнением задания (медиана 45% (31–55) по сравнению с 56% (49–74) в творческом задании и 87% (82–93) по сравнению с 66% (60–76) — в нетворческом задании в условиях соревнования и индивидуального выполнения, соответственно). Вероятно, значительная часть ресурсов при выполнении задания в условиях социального взаимодействия направлена на оценку реакций и ответов партнера, что проявляется как в снижении амплитуды более ранних компонентов, связанных с вниманием (P1, P2), так и поздних компонентов, связанных с семантической обработкой стимулов (N400, P600). Условия соревнования оказывали более выраженный эффект на нейрофизиологические показатели творческой деятельности при сопоставлении с нетворческой.
Полный текст
Мозговая активность существенным образом меняется в различных условиях социального взаимодействия. Однако влияние контекста социальных взаимодействий на нейрофизиологические корреляты когнитивной и творческой деятельности как таковой рассмотрены недостаточно [1]. Могут быть выделены два полярных типа взаимодействий при решении задач — сотрудничество или соревнование.
Цель исследования. Оценка влияния условий соревнования на амплитуды вызванных потенциалов (ВП) при решении творческих и нетворческих задач.
Испытуемые (26 мужчин, 18 женщин) выполняли два типа заданий индивидуально и в условиях соревнования в парах (мужчина–мужчина, женщина–женщина): творческое — придумать необычное использование повседневного предмета (кирпич, газета, скрепка и др.), и нетворческое — перечислить предметы из предложенных категорий (транспорт, предметы мебели, виды спорта и др.) Всего для индивидуального и совместного выполнения было предложено более ста проб каждого типа. Последовательность выполнения заданий (индивидуально или совместно) рандомизировалась между парами участников. При выполнении задания в паре участников создавались условия соперничества — «засчитывался» ответ первого ответившего участника.
Во время выполнения заданий синхронно регистрировали ЭЭГ/ВП (монополярная запись от 15 отведений, референт — объединённый ушной электрод, модифицированная система 10/20, ЧД=500 Гц, полоса регистрации 0,53–150 Гц, полоса анализа 1,6–30 Гц, режекторный фильтр 50 Гц) с использованием электроэнцефалографа Мицар-202 (ООО «Мицар», Санкт-Петербург) и программного пакета WinEEG (Пономарев В.А., Кропотов Ю.Д., номер государственной регистрации 2001610516 от 08.05.2001). Сравнивали ВП в каждом из заданий (творческое или нетворческое) между условиями соревнования и индивидуального выполнения с использованием RM ANOVA для фактора СОСТОЯНИЕ (индивидуальное выполнение/в условиях соревнования) и взаимодействия факторов СОСТОЯНИЕхЗОНА (15 отведений ЭЭГ) в выделенных временных интервалах различий.
Условия соревнования приводили к уменьшению амплитуд сенсорных компонентов P1, P2 и семантических компонентов с латентностью N400 (в лобных областях коры левого полушария) и P600 (в теменных областях коры) как при творческой, так и при нетворческой деятельности, по всей видимости, свидетельствуя о затруднении процессов поиска ответа. Процент найденных ответов также был значимо ниже в условиях соревнования по сравнению с индивидуальным выполнением задания (медиана 45% (31–55) по сравнению с 56% (49–74) в творческом задании и 87% (82–93) по сравнению с 66% (60–76) — в нетворческом задании в условиях соревнования и индивидуального выполнения, соответственно). Вероятно, значительная часть ресурсов при выполнении задания в условиях социального взаимодействия направлена на оценку реакций и ответов партнера, что проявляется как в снижении амплитуды более ранних компонентов, связанных с вниманием (P1, P2), так и поздних компонентов, связанных с семантической обработкой стимулов (N400, P600). Условия соревнования оказывали более выраженный эффект на нейрофизиологические показатели творческой деятельности при сопоставлении с нетворческой.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Источник финансирования. Работа выполнена при поддержке РНФ; проект № 22-28-02012.
Об авторах
Ж. В. Нагорнова
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: nagornova_zh@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
Н. В. Шемякина
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук
Email: nagornova_zh@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Shemyakina N.V., Nagornova Z.V. Neurophysiological characteristics of competition in skills and cooperation in creativity task performance: a review of hyperscanning research // Human Physiology. 2021. Vol. 47, N 1. P. 87–103. doi: 10.1134/S0362119721010126
Дополнительные файлы
![](/img/style/loading.gif)