Нейрофизиологические корреляты творческой деятельности в условиях соревновательного социального взаимодействия: данные ЭЭГ/ВП гиперсканнингового исследования

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Мозговая активность существенным образом меняется в различных условиях социального взаимодействия. Однако влияние контекста социальных взаимодействий на нейрофизиологические корреляты когнитивной и творческой деятельности как таковой рассмотрены недостаточно [1]. Могут быть выделены два полярных типа взаимодействий при решении задач — сотрудничество или соревнование.

Цель исследования. Оценка влияния условий соревнования на амплитуды вызванных потенциалов (ВП) при решении творческих и нетворческих задач.

Испытуемые (26 мужчин, 18 женщин) выполняли два типа заданий индивидуально и в условиях соревнования в парах (мужчина–мужчина, женщина–женщина): творческое — придумать необычное использование повседневного предмета (кирпич, газета, скрепка и др.), и нетворческое — перечислить предметы из предложенных категорий (транспорт, предметы мебели, виды спорта и др.) Всего для индивидуального и совместного выполнения было предложено более ста проб каждого типа. Последовательность выполнения заданий (индивидуально или совместно) рандомизировалась между парами участников. При выполнении задания в паре участников создавались условия соперничества — «засчитывался» ответ первого ответившего участника.

Во время выполнения заданий синхронно регистрировали ЭЭГ/ВП (монополярная запись от 15 отведений, референт — объединённый ушной электрод, модифицированная система 10/20, ЧД=500 Гц, полоса регистрации 0,53–150 Гц, полоса анализа 1,6–30 Гц, режекторный фильтр 50 Гц) с использованием электроэнцефалографа Мицар-202 (ООО «Мицар», Санкт-Петербург) и программного пакета WinEEG (Пономарев В.А., Кропотов Ю.Д., номер государственной регистрации 2001610516 от 08.05.2001). Сравнивали ВП в каждом из заданий (творческое или нетворческое) между условиями соревнования и индивидуального выполнения с использованием RM ANOVA для фактора СОСТОЯНИЕ (индивидуальное выполнение/в условиях соревнования) и взаимодействия факторов СОСТОЯНИЕхЗОНА (15 отведений ЭЭГ) в выделенных временных интервалах различий.

Условия соревнования приводили к уменьшению амплитуд сенсорных компонентов P1, P2 и семантических компонентов с латентностью N400 (в лобных областях коры левого полушария) и P600 (в теменных областях коры) как при творческой, так и при нетворческой деятельности, по всей видимости, свидетельствуя о затруднении процессов поиска ответа. Процент найденных ответов также был значимо ниже в условиях соревнования по сравнению с индивидуальным выполнением задания (медиана 45% (31–55) по сравнению с 56% (49–74) в творческом задании и 87% (82–93) по сравнению с 66% (60–76) — в нетворческом задании в условиях соревнования и индивидуального выполнения, соответственно). Вероятно, значительная часть ресурсов при выполнении задания в условиях социального взаимодействия направлена на оценку реакций и ответов партнера, что проявляется как в снижении амплитуды более ранних компонентов, связанных с вниманием (P1, P2), так и поздних компонентов, связанных с семантической обработкой стимулов (N400, P600). Условия соревнования оказывали более выраженный эффект на нейрофизиологические показатели творческой деятельности при сопоставлении с нетворческой.

Полный текст

Мозговая активность существенным образом меняется в различных условиях социального взаимодействия. Однако влияние контекста социальных взаимодействий на нейрофизиологические корреляты когнитивной и творческой деятельности как таковой рассмотрены недостаточно [1]. Могут быть выделены два полярных типа взаимодействий при решении задач — сотрудничество или соревнование.

Цель исследования. Оценка влияния условий соревнования на амплитуды вызванных потенциалов (ВП) при решении творческих и нетворческих задач.

Испытуемые (26 мужчин, 18 женщин) выполняли два типа заданий индивидуально и в условиях соревнования в парах (мужчина–мужчина, женщина–женщина): творческое — придумать необычное использование повседневного предмета (кирпич, газета, скрепка и др.), и нетворческое — перечислить предметы из предложенных категорий (транспорт, предметы мебели, виды спорта и др.) Всего для индивидуального и совместного выполнения было предложено более ста проб каждого типа. Последовательность выполнения заданий (индивидуально или совместно) рандомизировалась между парами участников. При выполнении задания в паре участников создавались условия соперничества — «засчитывался» ответ первого ответившего участника.

Во время выполнения заданий синхронно регистрировали ЭЭГ/ВП (монополярная запись от 15 отведений, референт — объединённый ушной электрод, модифицированная система 10/20, ЧД=500 Гц, полоса регистрации 0,53–150 Гц, полоса анализа 1,6–30 Гц, режекторный фильтр 50 Гц) с использованием электроэнцефалографа Мицар-202 (ООО «Мицар», Санкт-Петербург) и программного пакета WinEEG (Пономарев В.А., Кропотов Ю.Д., номер государственной регистрации 2001610516 от 08.05.2001). Сравнивали ВП в каждом из заданий (творческое или нетворческое) между условиями соревнования и индивидуального выполнения с использованием RM ANOVA для фактора СОСТОЯНИЕ (индивидуальное выполнение/в условиях соревнования) и взаимодействия факторов СОСТОЯНИЕхЗОНА (15 отведений ЭЭГ) в выделенных временных интервалах различий.

Условия соревнования приводили к уменьшению амплитуд сенсорных компонентов P1, P2 и семантических компонентов с латентностью N400 (в лобных областях коры левого полушария) и P600 (в теменных областях коры) как при творческой, так и при нетворческой деятельности, по всей видимости, свидетельствуя о затруднении процессов поиска ответа. Процент найденных ответов также был значимо ниже в условиях соревнования по сравнению с индивидуальным выполнением задания (медиана 45% (31–55) по сравнению с 56% (49–74) в творческом задании и 87% (82–93) по сравнению с 66% (60–76) — в нетворческом задании в условиях соревнования и индивидуального выполнения, соответственно). Вероятно, значительная часть ресурсов при выполнении задания в условиях социального взаимодействия направлена на оценку реакций и ответов партнера, что проявляется как в снижении амплитуды более ранних компонентов, связанных с вниманием (P1, P2), так и поздних компонентов, связанных с семантической обработкой стимулов (N400, P600). Условия соревнования оказывали более выраженный эффект на нейрофизиологические показатели творческой деятельности при сопоставлении с нетворческой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Источник финансирования. Работа выполнена при поддержке РНФ; проект № 22-28-02012.

×

Об авторах

Ж. В. Нагорнова

Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: nagornova_zh@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Н. В. Шемякина

Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук

Email: nagornova_zh@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Shemyakina N.V., Nagornova Z.V. Neurophysiological characteristics of competition in skills and cooperation in creativity task performance: a review of hyperscanning research // Human Physiology. 2021. Vol. 47, N 1. P. 87–103. doi: 10.1134/S0362119721010126

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: 

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах